В церковном календаре Хлебному Спасу соответствует праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (состоялось это событие в 944 году). По преданию, Нерукотворный образ отпечатался на полотне, которым Иисус Христос утер лицо. Также в этот день почитают мученика Диомида врача, которому молятся при различных болезнях и недугах, и Феодоровскую икону Божией матери.
В каждый из трех Спасов принято освящать определенный продукт, который после освящения становится главным блюдом этого дня. В Медовый Спас это мед, в Яблочный — яблоки и другие плоды. А в Хлебный Спас принято выпекать хлеб из нового урожая и, естественно, освящать его, а потом подавать на стол. В народе об этом празднике говорят так: «Третий Спас хлеба припас». Его считают днем, когда нужно благодарить Господа за хлеб насущный.
Также этот праздник называют Ореховым Спасом (или орешным), потому что к этому дню созревает лещина (лесные орехи). С этого дня разрешалось начинать сбор урожая лещины в лесах. Поэтому кроме хлеба из нового урожая, на стол принято также подавать различные блюда с орехами. Кстати, считалось, что хороший урожай на орехи предсказывает богатый урожай хлеба на следующий год.
Еще этот праздник известен под названиями Холщовый Спас, Спас на холстах или Спас на полотне, потому что в этот день принято торговать полотнами и холстами. Самой знаменитой считалась ярмарка, проходившая в селе Зеленые Горы (Нижегородский уезд), с ней даже связана поговорка: «Первый Спас — на воде стоят, Второй Спас — яблоки едят, Третий Спас — на зеленых горах холсты продают».
Хлебный Спас — это день подготовки к завершению летних полевых работ, поэтому его не празднуют с таким размахом, как два предыдущих. Крестьянам не до гуляний: нужно завершить все летние работы в поле, пока не пошли дожди. Однако ярмарки в этот день устраивались, причем считалось, что торговля будет особо благоприятной.
Перед Хлебным Спасом, 28 августа, заканчивают убирать урожай и сеют озимые хлеба. В народе этот праздник называют Дожинки (Досевки), в церковном календаре Дожинкам соответствует Успение Пресвятой Богородицы. Но в некоторых местах дожинки и досевки были приурочены не к Успению, а к Третьему Спасу.
Посевки озимой ржи были целым обрядом. Утром совершали общую домашнюю молитву, после которой жены провожали мужей на поле с хлебом-солью. При этом нужно было уложить на телегу три снопа, а уже сверху клали мешки с рожью, предназначенной для посева. По приезде на поле засевальщиков встречали ребята с пирогом с гречневой кашей. Этот пирог всей семьей съедали после посева озимых.
На Хлебный Спас принято примечать отлет птиц, особенно журавлей и ласточек. Но ласточки отлетают во все три Спаса (в первый раз их отлет наблюдали еще в Медовый Спас), поэтому особое внимание уделяют журавлям. Считается, что если к Третьему Спасу отлетит журавль, то на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) погода будет морозной, что ознаменует раннее начало зимы.
Еще в этот день святили новые колодцы, чистили целебные источники к осени, пили подземную водицу, а также обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое времечко. Третий Спас — это день окончательного прощания с летом. И хотя по официальному календарю 29 августа — все еще лето, по народному календарю к этому моменту осень уже в разгаре.