Содержание
В этом призыве нет ничего смешного, если хотите, это крик израненной детской души, находящейся во взрослой оболочке. У нас и так за двадцать лет отняли все самое святое: обещанное всеобщее равенство при коммунизме, Крым, нефть и сбережения. А теперь протянули свои липкие кока-пепси-кольные ручонки к главному достоянию России – Деду Морозу.
Мудрого старца, изрядно подобревшего за последние сто лет, медленно вытесняет румяный коммивояжер явно не русского происхождения, караванами везущий вашим детям сладкую отраву. Детям простительно, для них любой праздник – это радость, а тот, кто приносит подарки – добрый дядя.
Но вы то, взрослые люди, должны еще помнить настоящего Деда Мороза, волшебного появления которого так ждали в своем детстве. Откуда же появился на бескрайних российских просторах этот назойливый конкурент Морозко, подозрительно одетый не по нашей суровой зимней погоде и откликающийся на имя Санта-Клаус.
Краткая историческая справка
Прародитель у этих сказочных персонажей, судя по всему, был один – архиепископ Мирликийсктй Николай, он же Святитель, Чудотворец и Угодник, живший в далеком от нас III веке в Византии. Каждая европейская нация по-разному использовала образ этого святого, но к середине 17-го века во многих государствах Европы уже сложились устойчивые традиции дарить детям на Рождество подарки от имени Санта-Коли, с транскрипциями на национальных языках.
Голландские переселенцы, основавшие Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк), завезли на американский континент свои верования и традиции. Образ Санта-Клауса скукожился до карликовых размеров, но даже в таком засушенном виде сохранялся почти 300 лет. В 1931 году компании Кока-кола понадобился рекламный бренд и гений Хэддона Сандблома создал современного пузатого Санту. Он не должен был дарить детям рождественские подарки, его задача была куда более прозаична – развозить по миру сладкую и едкую газировку.
Костюмчик пришлось перекрасить из коричневого (чтоб не напоминал о цвете и непотребности продукта) в красный цвет, затем надеть очки, сделать добро-глупое лицо и т.д. Но образ прижился и вместе с бутылками пересек океан и трансформировался в символ Рождества. С этого момента американские и европейские дети стали требовать от этого клоуна свои предновогодние подарки, старательно развешивая у камина самые большие носки, которые находили в доме.
Русский Дед — культурное достояние
Удивительная компиляция из восточнославянских богов, духов и христианских святителей. Образ нашего Дедушки Мороза создавался тысячелетиями, потому что зима у нас длинная, и задобрить языческого Зимника, Корочуна или более близкого по времени Мороза Ивановича надо было обязательно, если хочешь выжить. Старинные обряды постепенно трансформировались в традиции, а образ приобретал все более колоритные национальные черты.
Литературные игры Одоевского и Некрасова к середине XIX века завершили создание могучего и властного прототипа, а последующие детские интерпретации превратили зимнее божество в очень даже симпатичного старика. У сказочного персонажа появилась внучка Снегурочка, не имеющая родителей, и полный набор атрибутов власти и безмерной щедрости: посох и большой мешок с подарками.
Согласитесь, смешно представить европейского Санту, занимающегося раздачей новогодних подарков в Новосибирске или Магадане. В своей кургузой курточке, дурацком колпачке и ботиночках на тонкой подошве он не дойдет до ближайшего дома и точно отморозит себе что-то очень важное. Наш величественный Дед всегда одет по российской зимней погоде: шуба до пят, валенки, шапка соболья. Любо-дорого поглядеть!
В те времена, когда заграничный Санта-Клаус загружал первую оленью упряжку упаковками кока-колы, наш новогодний волшебник пребывал в опале. С 1929 по 1935 год по своим религиозным убеждениям он был отстранен от власти. Но почтительное приглашение от товарища Сталина, сначала в Харьков, а потом в колонный зал Дома Союзов, триумфально вернуло детям их Зимнего волшебника и сам праздник Новогодней Елки.
Для всей детворы Советского Союза Дед Мороз стал более желанным гостем, чем все многочисленные родственники. Подарки дарил только он, значит, все остальные просто мешали таинству. У детей была поистине святая вера в чудеса. Продолжалось это волшебство долго (по меркам нескольких поколений) и очень мало с точки зрения нерушимости традиции.
Наступил момент, когда злые дяди, которых в детстве обделили новогодними подарками, пустили в родную страну чужого гнома в колпаке, его фуры с газировкой и его физиономию во все СМИ. Скопище маленьких санта-клаусов победило Великого Старца. Правда, ветерану новогодних представлений выделили вполне комфортабельную усадьбу в Великом Устюге и даже дали прописку, но со своей волшебной силой ему пришлось расстаться.
Сформатировали Дедушку. А ведь дети очень чувствительны к таким переменам. В силу своего малолетства они не могут противиться воле старших и вынужденно идут на компромиссы. И если им предлагают вместо чудес вариант выгодной сделки с новым хозяином Новогодней Ночи — три дня хорошего поведения в обмен на новую игровую приставку, они вынужденно соглашаются и одевают колпаки. Другой вопрос, что твориться в душе у такого околпаченного ребенка, и какое душевное тепло и радость он сможет передать своим детям? Задумайтесь, пока не поздно!
Автор: Катерина Сергеенко