Содержание
«Молот ведьм» – одна из самых мрачных книг Средневековья. Трактат был написан на латыни в 1487 году в помощь представителям духовенства, осуществляющим суд над колдунами. Со временем труд под авторством Генриха Инститориса и Якова Шпренгера стал настоящим пособием для инквизиторов и всех охотников за ведьмами.
В то смутное время обвинить в ворожбе могли по самой неожиданное причине. Даже сегодня описанные в произведении методы выявления «пособников демонов» вызывают ощущения ужаса и непонимания. Особенно тяжело приходилось женщинам, ведь их заведомо считали порочными и слабыми перед искушениями.
Вопреки расхожему мнению, авторы трактата не призывали сжигать всех подряд рыжеволосых людей. В книге вообще нет указания на обязательный для колдунов цвет волос. Зато ее страницы пестрят другими абсурдными утверждениями.
Уличение в ереси
Любое высказывание, противоречащее идеологии церкви становилось поводом для обвинения в колдовстве.
Открытые угрозы
Если один человек открыто угрожал кому-то расправой, его могли призвать к ответу за слова. Пожелание зла автоматически рассматривалось как попытка проклясть или навести порчу.
Многочисленные свидетельские показания
В «Молоте ведьм» есть четкое указание на то, что один донос не мог являться достаточной причиной для ареста. Необходимо было наличие нескольких свидетелей, готовых дать «порочащие показания». Если при этом об обвиняемой в чародействе шла дурная молва, ее необходимо было оставить под стражей до выяснения обстоятельств.
Обложка трактата по демонологии «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу»
Отсутствие слез
По мнению инквизиторов, отсутствие слез является явным признаком причастности к черной магии. Возможность пускать слезы называлась «даром божьим», а вероотступники лишались этой благодати. Считалось, что плакать могут только те, кто искренне раскаивается в своих прегрешениях. Ведьма в состоянии только всхлипывать и имитировать рыдание.
Совпадение это или нет, но победительница 15 сезона «Битвы экстрасенсов» тоже утверждала, что не умеет плакать. Вероятно, она хорошо знакома с «Молотом ведьм».
Оказание услуг врачевания
Люди, оказывающие медицинскую помощь нуждающимся, всегда были под подозрением. Любая знахарка или повивальная бабка должна была проявлять осторожность, чтобы не навлечь на себя подозрения. К ведьмам причислялись врачеватели, которые:
- говорят о причинах болезни или ранения, хотя видят больного впервые,
- лечат избирательно, не объясняя критерии отбора,
- имеют склонность к суевериям, например, просят приходить только ночью.
Наличие в роду ведьм
Признак сохранил актуальность и в наши дни. Потомки чародеев автоматически становились слугами Сил, к которым обращались их предки.
Способность не тонуть в воде и не гореть в огне
Считалось, что колдун носит на себе множество защитных амулетов. Некоторые он прячет в волосах, а некоторые даже зашивает под кожу, чтобы во время ареста у него их не отобрали. Заговоренные предметы должны предохранить тело носителя от повреждений и не дать ему погибнуть от природных стихий.
Высокий болевой порог
Этот признак поверялся во время допроса и пыток. Инквизиторы были уверены, что настоящие ведьмы не испытывают боль, поэтому долго не сознаются в чародействе. Например, их суставы легко выворачиваются при пытке и без труда возвращаются на место. Объяснялась эта способность ношением вышеуказанных амулетов или покровительством более сильного мага, находящегося на воле и оберегающего того, кто находится в заточении.
Прелюбодеяние
Логика была проста: люди, одержимые страстями, быстрее склоняются к колдовству. По этой причине всех блудниц подозревали в связи с демонами, поскольку они сами открыли себя скверне.