Почему-то принято считать, что женщины больше мужчин озабочены тем, как они выглядят в глазах окружающих (имеется в виду и внешность, и поведение). Но в этом аспекте разница между мужчинами и женщинами не так уж велика: страхи у нас одни и те же, просто проявляются они по-разному. И комплексы мужчин сильный пол маскирует гипертрофированной самоуверенностью.
Взять, к примеру, комплекс Наполеона, один из самых известных мужских комплексов. Как известно, Наполеон был маленького роста, но с лихвой компенсировал этот свой недостаток грандиозными амбициями. Мужчины, страдающие от комплекса Наполеона… Впрочем, нет, «страдающие» — несколько неправильная формулировка. Они от него не страдают, страдают окружающие. Особенно те, которые ниже по статусу (к примеру, подчиненные), но выше ростом. Завидующий мужчина с комплексом Наполеона третирует высоких подчиненных вдвойне — из зависти.
Еще один аспект внешности, который порождает комплексы мужчин, — это лысина. Для мужчин облысение — это признак старости, а когда ты стар, ты слаб и никому не нужен. Логическим аргументам (вроде того, что лысина — это признак высокого уровня тестостерона и, соответственно, мужественности) они не внимают. Страх мужчин облысеть выливается в комплекс Котовского. Этот военачальник Красной Армии прославился не только своими подвигами, но и радикальной прической «под ноль». Мужчины с комплексом Котовского бреются налысо, потому что… боятся облысеть! Если они побреются сами, никто не узнает, что к ним подкрадывается старость. Лысина перестает быть «багом» и становится «фичей», так сказать.
С боязнью старения связаны и другие комплексы мужчин, например, комплекс пенсионера. Причем развивается он за несколько лет до выхода на пенсию, в возрасте около пятидесяти лет. Мужчины этого возраста могут пытаться взваливать на себя такую же рабочую нагрузку, как и их молодые коллеги, и даже большую, чтобы доказать себе и окружающим, что «есть еще порох в пороховницах». Хотя на самом деле возраст дает о себе знать и намекает, что пора сбавлять обороты, мужчины с комплексом пенсионера психологически не готовы это понять и принять.
Некоторые (а если быть откровенным, то многие) комплексы мужчин связаны с сексуальной сферой и сферой отношений (эти две сферы тесно взаимосвязаны, так что разделять их нельзя). Скажем, мужчина, который меняет женщин, как перчатки, может страдать комплексом Дон Жуана. Основа этого комплекса — страх мужчины быть брошенным. Мужчина считает, что стыдно быть брошенным женщиной, поэтому всегда бросает ее первой, пока она не успела его «унизить» (возможно, она и не собиралась, намереваясь жить с мужчиной долго и счастливо и умереть в один день, но страх — штука нелогичная и иррациональная).
Есть еще комплекс бессилия, представляющий собой своего рода замкнутый круг. Большинство мужчин боятся потерпеть фиаско в постели: потенция для них является символом мужского начала, и неудача в сексуальной сфере ставит под вопрос саму их мужественность. Даже если в их сексуальной жизни все нормально, страх все равно присутствует. Сомнения в собственной состоятельности приводят к переживаниям, переживания — к неудаче в постели. Неудача подпитывает сомнения, и все повторяется заново. Мужчины не желают осознавать, что невозможно быть «всегда готовым», и заранее настраивают себя на неудачу.
Конечно, это далеко не все комплексы мужчин: есть еще комплекс потерянного времени («мне уже 30… 40…, а я еще ничего не добился»); комплекс начальника (страх оказаться в положении подчиненного); комплекс Лота (страх потерять дочь, когда у нее появляется любимый мужчина); комплекс Геракла (страх выполнять женскую работу); комплекс Александра (страх выглядеть гомосексуалистом в глазах других мужчин); комплекс неполноценности; Эдипов комплекс. Основная загвоздка в том, что в большинстве случаев мужчины отказываются признавать свои комплексы, а ведь решение проблемы всегда начинается с ее осознания.