Психология

Синдром Стендаля

Синдром Стендаля Известно, что произведения искусства могут оказывать значительное влияние на эмоциональное и даже физическое состояние человека: от красоты у нас порой в буквальном смысле перехватывает дыхание. А некоторые люди настолько чувствительны к воздействию предметов искусства, что у них развивается психосоматическое расстройство, называемое синдром Стендаля.

Синдром Стендаля — это психосоматическое расстройство, при котором влияние, оказываемое произведениями искусства на психику человека, выражается в физиологических симптомах. Типичные симптомы этого синдрома — учащенное сердцебиение, головокружение, возможна потеря сознания и даже галлюцинации. Появляются они в тот момент, когда человек находится под воздействием произведений искусства.

Именно поэтому чаще всего синдром Стендаля проявляется в картинных галереях, в музеях, на выставках — то есть там, где сосредоточено сразу много произведений искусства. Однако симптомы могут быть вызваны не только предметами искусства, но и чрезмерной красотой природы: вид красивого пейзажа или природного явления, животного или невероятно прекрасной женщины также может спровоцировать возникновение синдрома Стендаля.

Несложно догадаться, что синдром Стендаля получил свое название по имени Стендаля, известного французского писателя 19 века (настоящее имя писателя — Анри-Мари Бейль). В своей книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описал свои ощущения во время посещения церкви Святого Креста во Флоренции в 1817 году.

Согласно книге, на выходе из церкви у писателя начало сильно биться сердце, он боялся, что может рухнуть на землю. Ему показалось, что «иссяк источник жизни», после знакомства с шедеврами искусства «все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным».

Существует много описаний того, как люди чувствовали головокружение и даже падали в обморок при виде флорентийских произведений искусства, особенно в галерее Уффици, самые ранние из них датируются началом 19 столетия. Несмотря на это, синдром Стендаля получил свое название только в 1979 году, когда он был описан был описан итальянским психологом Грациеллой Магерини.

Магерини исследовала и описала более ста одинаковых случаев среди туристов во Флоренции. В своей книге «Синдром Стендаля» она не только описала возможные проявления синдрома, но и классифицировала жителей разных стран по степени их подверженности синдрому.

Так, жители Флоренции и туристы из других городов Италии имеют своего рода иммунитет к этому синдрому, потому что с самого детства находятся в этой атмосфере и привыкают к ней. Также синдрому не подвержены туристы из Азии и Северной Америки, потому что их культура слишком далека от итальянской. Среди остальных туристов синдром Стендаля чаще всего проявляется у одиноких людей с религиозным или классическим образованием (пол в данном случае значения не имеет).

Впервые подобный диагноз был поставлен в 1982 году. Разумеется, синдром Стендаля может проявляться не только во Флоренции, но чаще всего кризис наступает именно во время визита в один из пятидесяти музеев колыбели Ренессанса. Внезапно посетителя поражает глубина чувств, вложенных художником в произведение, восприятие эмоций необычайно обостряется, посетитель будто бы переносится в пространство изображения.

При этом реакция жертвы синдрома достаточно непредсказуема, зафиксированы были даже случаи истерии и попытки разрушить произведение искусства. Поэтому всех охранников музеев во Флоренции учат тому, как вести себя с жертвами синдрома Стендаля, несмотря на то, что синдром встречается относительно редко.

Синдром Стендаля нашел свое отражение в кино: в 1996 году вышел одноименный триллер итальянского режиссера Дарио Ардженто. Главная героиня фильма, Анна, страдает этим синдромом, и маньяк-убийца пользуется ее слабостью. Действие фильма, естественно, происходит во Флоренции. Основой для фильма послужила вышеупомянутая книга Грациеллы Магерини.

Синдром Стендаля имеет «родственников» — Иерусалимский синдром и Парижский синдром. Иерусалимский синдром, как можно понять из названия, связан с посещением Иерусалима. Страдающие этим синдромом паломники или туристы воображают, что они наделены пророческими и божественными силами, могут считать себя воплощениями библейских героев. Парижский синдром наблюдается в основном у японских туристов, посещающих Францию, связан он со значительными различиями в культурах двух стран.

Синдром Стендаля

Оцените статью
Добавить комментарий
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Будьте в курсе свежих новостей