Содержание
Обычаи и традиции – это духовная основа любой нации и любого государства. Бросаться друг в друга помидорами, катать с горы и догонять круги сыра или устраивать красочные карнавалы – удел отдельных стран. Наряжать новогоднюю елку нынче любят и умеют во всем мире.
Откуда же пошел этот странный интернациональный ритуал, который превращает Рождество (католическое наравне с православным) и встречу Нового года в веселые посиделки под пушистой елкой, а также пихтой, сосной и прочими колючими деревцами? Когда на праздник к нам пришла нарядная елочка, которая в лесу родилась, там же росла, а мужичком была срублена?
Если заглянуть в языческое прошлое многих народов, не обязательно славянских, то в их исторических летописях обязательно найдется культ поклонения деревьям. Древние природные идолы у каждой нации были свои, и богов, которых задабривали, украшая ленточками, фруктами и разными блестящими предметами дубы и пальмы, тоже звали по-разному. Но память предков – великая вещь. Когда христианская церковь в середине XVI века разрешила своей пастве вернуть на празднование Рождества некоторые забытые обряды, многие северные нации, которые уже именовали себя немцами, датчанами и голландцами, вернули в свои дома старый символ – ель. Почему ее?
Во-первых, елок в Европе тогда было много. Во-вторых, именно это дерево у северных народов символизировало одновременно долголетие, бессмертие, смелость, вечную жизнь, при этом оставаясь вечнозеленым. Деревья даже стали освящать в церкви, перед тем как нарядить их к празднику, украсить свечами и водрузить на макушке олицетворение солнца.
Приход новогодней елки в Россию
Неугомонный царь Петр I привез из своего Великого посольского похода 1697 года по Европе не только чертежи кораблей и выкройки новых камзолов, но и кучу иностранных гастарбайтеров, а они, в свою очередь свои церемонии встречи уже не только католического Рождества, но и своего Нового года. Наверно, это было очень весело, раз будущий Император всея Руси решился изменить летоисчисление и перенести Новый год на 1 января.
Как и было положено в те благословенные времена, все делалось по Указу царя, который так и назывался: «О праздновании нового года». А для особо непонятливых представителей знатного, духовного и мирского сословий было прописано: дома в праздник украшать сосновыми и можжевеловыми деревьями или, хотя бы, ветками. Еще не елочка с игрушками, но уже кое-что. Увы, немецкие традиции на российской земле приживались плохо. Мода на украшение новогодних деревьев, если исключить императорские посиделки начала XIX века, появилась почти через 150 лет.
Исторические ориентиры здесь разные, но за отправную точку можно взять 1840-е годы. Именно тогда во многих аристократических домах столицы (Санкт-Петербурга) появились первые наряженные в современном понимании пушистые лесные красавицы. Первая общественная елка со всей предрождественской и предновогодней атрибутикой была установлена в 1852 году в здании новенького Екатирингофского вокзала. Заметим, что Рождество и Новый год, правда, со сдвигом на 11 дней к прочей Европе, уже тогда слились в один праздник.
Советская новогодняя елка
После 25 октября 1917 года России было не до новогодних праздников. Какие уж тут украшенные елки, дровами бы разжиться. Да еще календарь сместили и объявили, что 31 января 1918 года теперь будет считаться 14 февраля. Тут у кого угодно крыша поедет. Православное Рождество по старым церковным календарям оказалось после Нового года, и народ запутался.
Обычай наряжать рождественскую елку, как и все прочие религиозные обряды, был признан опиумом для народа и ликвидирован. Хорошо, что ненадолго. В декабре 1935 года хорошо отлаженная идеологическая машина ЦК ВКП (б) выдала грандиозную идею: новогодним елкам для детей быть. В масштабах страны, на семейном уровне, Деда Мороза (бывшего Николая-угодника) амнистировать и отправить на работу.
Следует сказать, что в СССР, если даже устами тов. Постышева, высказывалась какая-нибудь идея, она обретала не только реальные очертания, но и грандиозный размах. Новогоднюю елку вернули советским людям с большим довеском в виде размашистых развлекательных представлений, целой горы новогодних игрушек и даже одного выходного дня. К концу 70-х годов ритуал празднования Нового года и украшения елки стал настолько привычным, что у детей этого поколения даже не возникало сомнений, что может быть как-то иначе.
За зелеными лесными гостьями выстраивались огромные очереди, в которых граждане простаивали часами, иногда по ночам, сменяя друг друга. Добыча елки для праздника стала показателем успешности отца семейства. Елочные украшения копились, передаваясь из поколения в поколение, и в этом была определенная жизненная устойчивость.
Жизнь простых россиян в третьем тысячелетии, конечно, поменялась самым кардинальным образом. Но, слава богу, хоть одну традицию нам удалось сохранить. Когда за одним столом у роскошно наряженной новогодней елки под бой курантов собирается вся семья, разве это не счастье? А еще под елкой можно найти подарки!
Автор: Катерина Сергеенко