Начнем с того, что Суккот, как и некоторые другие еврейские праздники, длится целую неделю — с 15 по 21 число еврейского месяца Тишрей. Поскольку еврейский календарь не совпадает с григорианским, каждый год Суккот выпадает разные даты по общепринятому календарю. Суккот 2011 начинается 12 октября после захода солнца, а первым полным днем праздника считается 13 октября.
Слово «суккот» переводится с иврита как «кущи» («шалаши»). В этот праздник евреи на неделю переселяются в шалаши из веток в напоминание о временных хижинах, в которых они жили в период сорокалетних странствий по пустыне после исхода из Египта. А еще Суккот — это праздник сбора урожая. Во времена существования Иерусалимского храма было принято совершать паломничество в Храм, принося туда первые плоды своего урожая.
Одна из традиций праздника Суккот — это постройка сукки (шалаша), в котором нужно жить в течение семи дней (под «жить» подразумевается «совершать трапезу», т.е. есть и пить). Строят сукку обязательно под открытым небом. У шалаша должно быть не менее трех стен. Их можно сделать из любого строительного материала. А вот крышу можно покрывать только ветками. Внутри сукки тени должно быть больше, чем света, но вместе с этим ночью через просветы между ветками должны быть видны звезды.
Сукку принято нарядно украшать, в течение праздника нельзя вносить в шалаш испачканные вещи или входить в него в грязной одежде. В сукке едят в течение всего праздника, но особенно важны трапезы в течение первого и второго вечеров праздника. Даже если человек болен, в первые два вечера Суккот он должен съесть в сукке хотя бы небольшой кусочек хлеба. То же касается и проливного дождя: если погода не дает провести в сукке полноценную трапезу, хотя бы кусочек хлеба в шалаше съесть обязательно.
Перед трапезой обязательно зажигают праздничные свечи с соответствующим благословением, произносят благословение над вином (кидуш), говорят благословение на пребывание в сукке, омывают руки и благословляют хлеб. Женщины, кстати, не обязаны есть в сукке. Но они имеют право выполнять эту заповедь наравне с мужчинами и произносить те же благословения.
Один из обязательных атрибутов праздника Суккот — это «арбаа миним», четыре вида растений. К ним относятся плод цитрона (этрог), три ветви мирта (адас), нераспустившийся побег финиковой пальмы (лулав) и две ветви речной ивы (арава). Ветви растений собирают в «букет» и берут в правую руку, плод цитрона — в левую, соединяют обе руки и произносят специальные благословения, слегка помахивая растениями в направлении всех сторон света поочередно. Желательно делать это в сукке. Благословения произносят во все дни праздника, кроме субботы (Шабата).
Первые два дня праздника Суккот — это «полные» праздничные дни. В Израиле они являются государственными выходными. Как и в субботу, в эти дни запрещено совершать любую работу (в том числе и зажигать огонь). Поэтому праздничное угощение готовят заранее и поддерживают в теплом состоянии в течение этих двух дней. Последний день праздника — тоже нерабочий.
Остальные дни называются «Холь а-Моэд». Это своеобразные «будни праздника»: в эти дни можно работать, но вместе с тем требуется выполнять все связанные с праздником заповеди. Все же обычно стараются в эти дни выполнять лишь самую необходимую работу, а рутинных домашних дел избегают. В течение всего праздника, в том числе и в Холь а-Моэд, едят вкусную еду и носят нарядную одежду.
К празднику Суккот примыкает Шмини Ацерет. Он считается отдельным праздником, но вместе с тем его можно рассматривать и как восьмой день Суккот. В Шмини Ацерет принято читать поминальные молитвы, а также молиться о дожде. В этот же день в Израиле празднуют Симхат-Тора, окончание годичного цикла чтения Торы и начало нового цикла. В диаспоре Симхат-Тора празднуют на следующий день после Шмини Ацерет.