Главная героиня романа — самая известная театральная актриса в Англии, Джулия Ламберт. Многие завидуют ей, ведь к сорока шести годам Джулия успела не только построить успешную карьеру, но и завести образцовую семью. Ее муж, Майкл, является владельцем и режиссером театра «Сиддонс», где Джулия играет. А ее сын Роджер — образованный молодой человек, которым она может гордиться. Деньги, слава, поклонники — чего еще желать?
Но на самом деле жизнь Джулии не такая идеальная, как может показаться со стороны. Майкл даже на заре их супружеской жизни был сдержан и скуп на проявления чувств, а со временем их любовь и вовсе угасла. Поэтому единственное место, где Джулия может проявить свои чувства — это сцена.
Однако судьба приготовила Джулии сюрприз: актриса знакомится с Томасом Феннелом, молодым бухгалтером. Он моложе Джулии на 25 лет, но это не мешает ей окунуться с головой в бурный роман. Новая любовь лишает Джулию осторожности: порой она ведет себя слишком опрометчиво, забывая о приличиях.
Со временем роман с Томом начинает приносить больше разочарований, чем радости: об отношениях маститой актрисы с молодым бухгалтером начинают ползти слухи. Джулия начинает подозревать, что Том просто использовал ее, чтобы получить «пропуск» в мир аристократии и богемы, а потом открывается и его измена с молодой актрисой.
Что делать Джулии? Опустить руки, сдаться и отпустить Тома на все четыре стороны? Или уничтожить соперницу и показать Тому, как он ошибался?
Роман «Театр» был дважды экранизирован. В первый раз — в 1978 году советским и латвийским кинорежиссером Янисом Стрейчем, роль Джулии в этом фильме исполнила Вия Артмане. Во второй — в 2004 году режиссером Иштваном Сабо (в оригинале фильм называется «Быть Джулией»). В 2005 актриса Аннет Бенинг, исполнившая роль Джулии, была номинирована за нее «Оскар» как лучшая актриса.
Несмотря на огромное количество прекрасных книг, которые написал Уильям Сомерсет Моэм, «Театр» остается одним из самых известных и любимых многими произведений писателя.
Цитаты из книги
«Роджер утверждает, что мы не существуем. Как раз наоборот, только мы и существуем. Они тени, мы вкладываем в них телесное содержание. Мы — символы всей этой беспорядочной, бесцельной борьбы, которая называется жизнью, а только символ реален. Говорят: игра — притворство. Это притворство и есть единственная реальность»
«Весь мир — театр, в нём женщины, мужчины — все актёры». Но то, что я вижу через эту арку, всего-навсего иллюзия, лишь мы, артисты, реальны в этом мире. Вот в чем ответ Роджеру. Все люди — наше сырьё. Мы вносим смысл в их существование. Мы берем их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаем из них красоту, их жизненное назначение — быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения. Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нём некому играть?»
«— Я бы любил тебя, если бы мог найти. Но где ты? Если содрать с тебя твой эксгибиоционизм, забрать мастерство, снять, как снимают шелуху с луковицы, слой за слоем притворство, неискренность, избитые цитаты из старых ролей и обрывки поддельных чувств, доберешься ли наконец до твоей души?»