«Нестандартный ребенок» — одна из ранних книг известного психолога, психотерапевта и писателя Владимира Леви. Впервые она была издана в 1983 году, несколько раз переиздавалась, а в 2006 году в серии «Конкретная психология» вышло ее обновленное и дополненное издание — «Новый нестандартный ребенок».
Эта книга — не пособие для родителей, не сборник педагогических инструкций и готовых решений. Она читается скорее как художественное произведение. Владимир Леви не декларирует и не призывает, он просто делится с читателями своими мыслями и опытом. Автор дает родителям советы, но не настаивает на их выполнении. Его задача — показать родителям путь, но пройти по нему они должны сами.
«Нестандартный ребенок» — это причудливый винегрет из воспоминаний, размышлений, переписки с коллегами и пациентами и личного опыта (как профессионального, так и семейного: у Владимира Львовича пятеро детей). Все это изложено художественным языком в доступной форме. Неудивительно, что такая искренняя и живая книга находит отклик в сердцах читателей уже не один год и даже не одно десятилетие.
Эта книга для родителей — и не только. О детях — и не только о них. Прежде всего эта книга о человеке, ведь каждый ребенок в первую очередь человек, личность, и каждый человек когда-то был ребенком и в глубине души всегда им остается.
Цитаты из книги
«Человек так мало знает о человеке, что удивительно, как он все-таки умудряется быть человеком».
«Разница в десять лет. 0 и 10, 1 и 11 — разные вселенные, другого сравнения не подберешь. 10 и 20 — разнопланетные цивилизации. 20 и 30 — разные страны. 30 и 40 — уже соседи, хотя один может полагать, что другой находится за линией горизонта. 40 и 50 — мужчины почти ровесники, между женщинами пролегает климактерический перевал. 50 и 60 — кто кого старше, уже вопрос. Семидесятилетний может оказаться моложе.
Так, стартуя в разное время, мы пораньше или попозже догоняем друг друга».
«Родитель! С тебя лепится первообраз мира.
Глубина отпечатка, оставляемого тобой в душе, никакому сравнению не поддается — сильнее этого только сама Природа.
Ты навсегда, до конца, в утверждении и отрицании… Иной, непохожий, отвергающий тебя всем существом — всю жизнь будет тебя искать, ждать и любить, находить и не узнавать. Всю жизнь прижиматься и убегать, улыбаться и плакать, стыдиться, бредить… С тобой умирая, не будет знать, как тебя много в нем…
Мир ребенка строится из кусочков твоего утра».