Исповедальная (исповедная) ведомость — это поимённый реестр парафиян церкви , которые исповедовались у священника.
При составлении ведомости использовался подворовый принцин учёта. Записывались фамилия и имя парафиянина и членов его семьи с указанием возраста и сословия (крестьяне,мещане, дворяне). Если парафиянин не был на исповеди долгое время, указывались причины его отсутствия — переселение, служба в армии и т.п.
Впервые о ведении исповедных росписей упоминается в 1697 г. Формуляр состоял из следующих граф: число (порядковый номер) домов или дворов; число (порядковый номер) людей мужского пола; женского пола; сословие или состояние; возраст; кто был у исповеди и святого причастия – «кто ж исповедался токмо, а не причащался и за каким «винословием»; кто у исповеди не был.
Если крестьянская семья была полной, то в исповедях конца XIX в. фамилия записывалась один раз для всех ее членов; у супругов указывались имя и отчество, у детей – только имя.
Если один из супругов умер, то по отношению к оставшемуся показывалось вдовство. В росписи вносили всех детей старше года (на практике и полугода), но в графе об их исповеди священник ставил прочерк.
Исповедную роспись подписывал настоятель храма
Указ Синода от 7 марта 1722 года обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии , начиная с 7 лет, у своего священника «. Если прихожанин не был дома больше года, он мог исповедоваться у другого священника , там, где временно проживал, но обязательно должен был предъявить в церковь по месту проживания справку о том, что он в этот период исповедовался.
Важность этого церковного учёта в том, что он содержал очень точные данные о численности городского и сельского православного населения , а также его социальной структуре , поскольку в исповедальных книгах за 1737 — 1842 годы представители семи основных социальных групп, не считая раскольников , записывались отдельно:
- «духовные» — протопопы, попы, дьяки, дьячки, пономари, псаломщики;
- «войсковые» — генералы, офицеры, рядовые солдаты, украинские казаки;
- «приказные» — секретари, протоколисты, переводчики, канцеляристы, писари, копиисты, регистраторы;
- «разночинцы» — приказчики, монастырские служители, наемные работники, мастеровые, кузнецы, ямщики, панские, поповские, козацкие, крестьянские слуги;
- «дворовые» — дворня шляхетского чина и других чинов;
- «поселяне» — крестьяне и бобыли.
В 1843 — 1860 годах исповедальные книги фиксировали шесть становых групп, а начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.
Исповедные документы дают точные данные о численности городского и сельского населения того времени. Поскольку переписи населения в отдельных районах Российской империи (например, в Левобережной Украине) проводились нерегулярно, а их итоги зафиксированы неполно — исповедальные ведомости могут стать ценным документом при проведении генеалогических исследований.
А в каком архиве хранятся исповедные ведомости? Например, Херсонская область? Одесса?
лира, попробуйте запросить информацию в местном государственном архиве.
ГДЕ ХРАНЯТСЯ ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Г ЕГОРЬЕВСКА В ОСОБЕННОСТИ УСПЕНСКОГО СОБОРА И АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
И ЕЩЕ ОДИН ВОПРОСИК В ЦЕРКОВНЫХ КНИГАХ ИМЯ МОЕГО ПРЕДКА ЗАПИСАНО КУДИН ,ГУДИН А ВОЗМОЖНО ЮДИН СПАСИБО ЕСЛИ ПОМОЖЕТЕ РАЗОБРАТЬСЯ